объявление

 

Уважаемые родители! С 1 февраля 2018 года МОУ Курмышская СШ осуществляет прием заявлений и документов для зачисления в первый класс. Подробности в разделе "Родителям будущих первоклассников" (ссылка)

 

 

Прогроамма внеурочной деятельности в МОУ Курмышская СОШ в начальной школе

 

1.      Пояснительная записка

          В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

        Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

Ø  обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

Ø  оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

Ø  улучшить условия для развития ребенка;

Ø  учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Очевидны  преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

 

2.      Цели, задачи, принципы внеурочной деятельности

 

Цель внеурочной деятельности:

   Создание  условий для достижения обучающимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи  внеурочной деятельности:

1.      Организация познавательной, спортивно-оздоровительной, художественно-    эстетической, общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся. Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.

2.      Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

3.      Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

4.      Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)  для формирования здорового образа жизни. 

  1. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  2. Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

7.      Углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.

 

Основные принципы организации внеурочной деятельности обучающихся:

принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей;
принцип научной организации;
принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования;
принцип целостности;
принцип непрерывности и преемственности процесса образования;
принцип личностно-деятельностного подхода;
принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка);
принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур;
принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов;
принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации;
принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение;
принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.

3.      Организационная модель внеурочной деятельности

 Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

 Внеурочная деятельность осуществляется через:

 - учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- организацию деятельности групп продленного дня;

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД

Организация деятельности как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры

 

Инновационная (экспериментальная, пилотная, внедренческая) площадка

Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Модель внеурочной деятельности
в МОУ Курмышская СОШ

 

Группы продленного дня

Деятельность воспитателей ГПД

 

Учебный план образовательного учреждения

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

(секции, школьные научные общества, научные исследования, мероприятия при кабинетах и т.д.)

 

Классное руководство

Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.)

 

Дополнительное образование образовательного учреждения

Организация кружков, спортивно-оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.      Направления и формы внеурочной деятельности

     Был проведен мониторинг родительских предпочтений. Полученные  данные свидетельствуют о том, что существует социальный заказ на все основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, художественно-эстетическое,  познавательное,  общественно-полезная и проектная деятельность.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
-спортивно-оздоровительное,
-духовно-нравственное,
-общественно-полезное,
-познавательное,
-художественно-эстетическое,
-проектная деятельность.

 

Направление

Виды деятельности

Форма

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Общественно-полезное

Познавательное

Художественно-эстетическое

Проектная деятельность

1. Игровая;

2. Познавательная;

3. Проблемно-ценностное общение;

4. Досугово-развлекательная деятельность;

5. Художественное творчество;

6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7. Трудовая деятельность;

8. Спортивно-оздоровительная деятельность;
9. Техническое творчество;
10.Туристско-краеведческое

 

 

Кружковая деятельность, экскурсии, исследования, соревнования, конкурсы, беседы,  общешкольные праздники, олимпиады, игры, викторины, концерты, выставки, социальные акции, мероприятия при кабинетах, Дни здоровья

 

 

1. Спортивно-оздоровительное направление.
Оно представлено кружками по спортивным играм (баскетбол, футбол), участием в школьных и районных спортивных соревнованиях, Днях здоровья, классными часами, беседами, мероприятиями о здоровом образе жизни,  Целью данного курса является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двига­тельной деятельности. Занятия должны проходить в форме спортивных состязаний, игр, весёлых стартов.

2. Художественно-эстетическое направление представлено кружками, школьными конкурсами, концертами с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества. Педагоги дополнительного образования будут осуществлять свою работу в форме групповых, игровых занятий, бесед, экскурсий, конкурсов, выставок.

3. Научно-познавательное направление реализуется на занятиях клуба «Умники и умницы».
Педагоги учат видеть красоту в человеке, обществе, природе и, наоборот, видеть, оценивать безобразное, бороться с негативными явлениями в жизни.
Активизации деятельности младших школьников в кружках способствует разнообразие форм работы: экскурсии в музей, на природу, викторины, праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела.
4. Духовно-нравственное направление представлено работой кружка по авторской программе.
Деятельность направлена на воспитание нравственности. Формы работы разнообразны: беседы, сообщения, экскурсии, встречи, тематические праздники, концерты.

5. Общественно-полезная деятельность представлена реализацией проекта ОПД "Росток”, целью которого является воспитание бережливости, ответственности, уважительного отношения к труду, к людям труда. Формами занятий с учащимися по данному направлению являются: трудовые акции, экскурсии, тематические беседы, экологические акции, проекты.
6. Проектная деятельность осуществляется на занятиях по ряду предметов, цель которых - создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности через игры, наблюдения, исследования, защиту исследовательских работ

 

 

5.      Нормативное обеспечение

Нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности должно создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждения и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательного учреждения.

 

 Перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

1. Устав образовательного учреждения.

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

3. Договор образовательного учреждения с учредителем.

4.Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.

5. Положение о деятельности в образовательном учреждении детской организации «Звезда».

6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.

7.Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.

8. Положение о группе продленного дня.

9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.

10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).

11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.

12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

13. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.

14. Положение об учебном кабинете.

 

6.      Информационное обеспечение

В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности  включено:

- проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;

- информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования;

- создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);

- информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.

Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности играет Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, диверсифицирующий мотивационную среду образовательного учреждения. Именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство.
Кабинет для первоклассников оснащен компьютером,  обеспечен выход в Интернет. В классе есть игровой уголок для  творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.

 

7.      Научно-методического обеспечения.

    Реализация внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования.

   Внеурочная деятельность призвана, в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве, гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.

Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе, и на институциональном, поскольку предполагает создание общего  программно-методического пространства внеурочной деятельности.

Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе через:

-внедрение новых  форм методической работы в образовательном учреждении;

-диссеминацию передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий;

-внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе, на основе дистанционных образовательных технологий.

 

8.      Материально-техническая база

Для создания материально-технической базы внеурочной деятельности следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего программно-методического пространства внеурочной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врач Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);

Помимо учебного кабинета,  активно используются  спортзал, компьютерный класс, актовый зал, библиотека.

 

9.      Кадровые условия

Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
-образовательное учреждение укомплектовано  необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;
-наличие соответствующей квалификации у педагогических и иных работников образовательного учреждения;
-педагогических работников образовательного учреждения постоянно повышают свое профессиональное развитие.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе, по причине кадровой неукомплектованности, образовательное учреждение может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (пункт 17 ФГОС НОО). Кроме того, может привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.

10.   Предполагаемые результаты:

·         развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

·         приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

·         формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

·         воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

·         получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

·         формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

·         формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

·         увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

·         воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

·         формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

·         реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

11.   Планируемые результаты

 

Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.
Предметные результаты   конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой дея­тельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;
умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
коммуникативных и информационных умений;
системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Итоговая оценка выпускников начальной школы осуществляется образовательным учреждением.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики.
Оценка этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется  в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образовательного учреждения, программ поддержки образовательного процесса.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.