ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЫ.
История Курмышской школы неразрывно связана с развитием народного образования в Курмыше, поскольку она явилась историческим завершением школьного обучения в Курмыше вообще.
До начала XIX века в Курмыше не было ни одного учебного заведения и обучение носило случайный характер.
До начала XIX века в Курмыше не было ни одного учебного заведения и обучение носило случайный характер.
Первое учебное заведение в Курмыше было создано в 1826 году, сначала как уездное училище (1826-1878 г.г.), затем как городское двухклассное (1878-1895 г.г.).
При организации училища средств на его содержание не было отпущено. Первое время училище содержалось за счет добровольных отчислений частных лиц и платы за обучение.
В одень открытия училища в 1 класс принято 21 ученик, во 2 класс – 6 человек. В -училище принимались неграмотные. В 1 классе учились 2 года, во 2 классе – 1 год. Пребывание в классах временем не ограничивалось. Нередко в классе ученики сидели 5-6 лет.
В последний период своей работы (1878-1894 г.г.) срок обучения в училище увеличен до 6 лет: 4 года в 1-ом классе и 2 года во 2-ом классе.
Кто обучался в училище?
Годы Дети дворян и Дети духовенства Дети купцов и Дети разночинцев Всего
чиновников мещан и крестьян
1826-1895 205 67 391 341 1004
в % отношении 20,5 6,5 39 34 100
1826-1895 205 67 391 341 1004
в % отношении 20,5 6,5 39 34 100
Как видно из приведенной таблицы, детей крестьян в училище было меньше, да и те преимущественно выходцы из зажиточной части, между тем, как крестьяне составляли абсолютное большинство населения.
По данным за 1835-1878 годы из 531 ученика в училище принято: русских – 525, немцев – 2, поляков – 1 и чувашей – 3 человека, в то время, как чуваши составляли 1/5 часть населения уезда, а немцев и поляков всего лишь несколько семей.
Перечисленные факты показывают, что даже в объеме этого училища образование подавляющему большинству трудящихся было недоступно.
За 70 лет в училище обучалось 1004 человека, из них окончили полный курс всего лишь – 342 человека, выбыло до окончания курса – 662 человека. Следовательно, среднегодовой выпуск училища составил около 5 человек.
По данным за 1835-1878 годы из 531 ученика в училище принято: русских – 525, немцев – 2, поляков – 1 и чувашей – 3 человека, в то время, как чуваши составляли 1/5 часть населения уезда, а немцев и поляков всего лишь несколько семей.
Перечисленные факты показывают, что даже в объеме этого училища образование подавляющему большинству трудящихся было недоступно.
За 70 лет в училище обучалось 1004 человека, из них окончили полный курс всего лишь – 342 человека, выбыло до окончания курса – 662 человека. Следовательно, среднегодовой выпуск училища составил около 5 человек.
Что изучали в училище?
1. Пространный катехизис и чтение священного писания.
2. Должности человека и гражданина.
3. Российская грамматика.
4. Чистописание.
5. Правописание.
6. Правила слога.
7. Всеобщая география и начальные правила математической географии.
8. География российского государства.
9. Всеобщая история.
10. Российская история.
11. Арифметика.
12. Начальные правила геометрии.
13. Начальные правила физики и естественной истории.
14. Начальные правила технологии.
15. Рисование.
Учет поведения учащихся.
Для внесения заметок о поведении учеников велось два журнала: кондуитный и штрафной.
В первый записывались случаи поведения учеников, характеризующих как с хорошей, так и с дурной стороны. Во второй журнал вносились фамилии учеников, замеченных в шалостях, с указанием наложенного взыскания.
В первый записывались случаи поведения учеников, характеризующих как с хорошей, так и с дурной стороны. Во второй журнал вносились фамилии учеников, замеченных в шалостях, с указанием наложенного взыскания.
Нерабочие дни учащихся в течении учебного года.
- четвертая неделя великого поста – для говенья;
- четверг, пятница, суббота страстной недели;
- вся пасхальная неделя;
- с 23 декабря по 01 января – святки; 05 и 06 января;
- все царские дни;
- так называемые двунадесятые праздники;
- воскресные дни.
Успеваемость учащихся за ряд лет.
годы % хорошистов % удовлетворительных % слабых
1878-1884 20 49,7 30,3
1884-1890 22,3 60,4 17,3
1890-1896 19,5 55,3 25,3
Средний % 20,6 55,1 24,3
Методы обучения и воспитания в училище.
О поведении учащихся, а также о методах обучения и воспитания в училище до некоторой степени можно судить по следующим данным.
В 1898 году учитель Дамиров жаловался смотрителю на учеников 3 класса, обвиняя их в том, что при входе его в класс ученики начинали гримасничать, говорить глупости и даже ругаться нецензурными словами, стараясь раздражить учителя, чего в большинстве случаев и достигали.
Смотритель рекомендовал быть добрее, лаской и справедливостью снискать расположение детей к себе, которые именно за крутой нрав и не любили Дамирова и мстили ему, «нередко платясь за то благополучием своих седалищных частей». (Виноградов «Историческая записка о Курмышском городском училище»).
Наряду с педагогическими методами воздействия на нерадивых учеников и шалунов применялись и такие меры наказания, как «розги, стояние на коленях, оставление в классе после уроков на 1-2 часа и даже в праздничные дни являться в училище на 1-2 часа. Поведение учеников обсуждалось на совете и осуществлялось на совете и осуществлялось сообща. Исключения практиковались «редко».
Первое время порки учащихся проводились учителем самолично. Особенно этим отличался учитель арифметики и геометрии (впоследствии штатный смотритель) Овсянников.
В 1843 году директору поступила жалоба от чиновника Мамлеева, в которой он писал: «Сына моего Федора он сильно выпорол, повалил на пол и избил ногами. Так от него терпят все дети (так же)». Для того, чтобы всегда иметь под руками материал для порки розгами, указанный Овсянников во дворе школы посадил 3 березы.
Хотя директор запретил самовольную порку учителями, но порки, как мера наказания, по решению СОВЕТА долгое время применялись.
В 1863 году на СОВЕТЕ штатный смотритель жаловался на поведение учеников: Куделенского, Плыкина, Иванова, Галкина, Самсонова, Мурзанева, Дерстуганова, Зудова и др.. По поводу жалобы записано следующее решение:
«…… истощив испытанные средства, совет постановил: выпороть розгами первых 4-х, следующих 3-х записать на доску «лентяев», а остальных перевести из 2-го класса в 1-й.
В 1898 году учитель Дамиров жаловался смотрителю на учеников 3 класса, обвиняя их в том, что при входе его в класс ученики начинали гримасничать, говорить глупости и даже ругаться нецензурными словами, стараясь раздражить учителя, чего в большинстве случаев и достигали.
Смотритель рекомендовал быть добрее, лаской и справедливостью снискать расположение детей к себе, которые именно за крутой нрав и не любили Дамирова и мстили ему, «нередко платясь за то благополучием своих седалищных частей». (Виноградов «Историческая записка о Курмышском городском училище»).
Наряду с педагогическими методами воздействия на нерадивых учеников и шалунов применялись и такие меры наказания, как «розги, стояние на коленях, оставление в классе после уроков на 1-2 часа и даже в праздничные дни являться в училище на 1-2 часа. Поведение учеников обсуждалось на совете и осуществлялось на совете и осуществлялось сообща. Исключения практиковались «редко».
Первое время порки учащихся проводились учителем самолично. Особенно этим отличался учитель арифметики и геометрии (впоследствии штатный смотритель) Овсянников.
В 1843 году директору поступила жалоба от чиновника Мамлеева, в которой он писал: «Сына моего Федора он сильно выпорол, повалил на пол и избил ногами. Так от него терпят все дети (так же)». Для того, чтобы всегда иметь под руками материал для порки розгами, указанный Овсянников во дворе школы посадил 3 березы.
Хотя директор запретил самовольную порку учителями, но порки, как мера наказания, по решению СОВЕТА долгое время применялись.
В 1863 году на СОВЕТЕ штатный смотритель жаловался на поведение учеников: Куделенского, Плыкина, Иванова, Галкина, Самсонова, Мурзанева, Дерстуганова, Зудова и др.. По поводу жалобы записано следующее решение:
«…… истощив испытанные средства, совет постановил: выпороть розгами первых 4-х, следующих 3-х записать на доску «лентяев», а остальных перевести из 2-го класса в 1-й.
Бюджет училища.
За 70 лет на содержание поступило всего 134613 рублей 97 копеек. В том числе из сумм госказначейства – 118223 рубля 32 копейки, специальных средств – 13190 рублей 65 копеек, от города 2100 рублей и земства – 1100 рублей.
Поступившие средства израсходованы на содержание личного состава – 109995 рублей 03 копейки, на хозяйственные нужды – 19041 рубль 69 копеек, на библиотеку училища и учебные пособия – 5577 рублей 35 копеек.
Городское училище находившееся на углу современных улиц Володарского и Ленина, сгорело около 1908-1909 г.г.
После пожара создано высшее начальное училище, которое помещалось в здании бывшего военкомата.
23 февраля 1861 года открыто женское училище 1-го разряда, преобразованное
потом в женскую гимназию оно в свою очередь реорганизовано в 1908 году в гимназию. Курмышская гимназия пользовалась большой популярностью и обслуживала, кроме Курмышского, Сергачский, Ядринский и Лысковский уезды и были дети из Чебоксар.
Поступившие средства израсходованы на содержание личного состава – 109995 рублей 03 копейки, на хозяйственные нужды – 19041 рубль 69 копеек, на библиотеку училища и учебные пособия – 5577 рублей 35 копеек.
Городское училище находившееся на углу современных улиц Володарского и Ленина, сгорело около 1908-1909 г.г.
После пожара создано высшее начальное училище, которое помещалось в здании бывшего военкомата.
23 февраля 1861 года открыто женское училище 1-го разряда, преобразованное

По подворной переписи Симбирской губернии за 1910-1911 годы по Курмышскому уезду было 100 училищ, из которых 45 подведомственных училищному совету и 55 церковно-приходских. В этих училищах было занято 154 учителя, а число учащихся составляло всего лишь 6324 человека. Оставалось вне школ 13578 детей 8-11 лет.
По этим же данным семьи с грамотными и учащимися составляли только 43,45. В этих семьях было грамотных мужчин – 19,6%, женщин – 1,7%, учащихся мальчиков – 3,1% и учащихся девочек- 0,5%. Короче говоря, более половины семей в уезде не имели человека, который бы умел читать и писать. А из 100 женщин не было и двух грамотных.
Вот с такой грамотностью и вступил в революцию Курмышский уезд в октябре 1917 года.
По этим же данным семьи с грамотными и учащимися составляли только 43,45. В этих семьях было грамотных мужчин – 19,6%, женщин – 1,7%, учащихся мальчиков – 3,1% и учащихся девочек- 0,5%. Короче говоря, более половины семей в уезде не имели человека, который бы умел читать и писать. А из 100 женщин не было и двух грамотных.
Вот с такой грамотностью и вступил в революцию Курмышский уезд в октябре 1917 года.
Рождение и становление школы.
В дореволюционной России существовала сословная система школьного обучения, преграждавшая путь к вершинам знания детям трудящихся. Победа Великой Октябрьской социалистической революции вызвала коренные изменения в организации народного образования в нашей стране.
В январе 1918 года началась ликвидация учебных округов, во главе которых стояли попечители, упразднены были должности директоров и инспекторов народных училищ.
Декретом Совета народных комиссариатов РСФСР от 26 июня 1918 года общее руководство народного образования в республике возлагалось на государственную комиссию по просвещению и наркомпрос, а на местах – на советы рабочих и крестьянских депутатов, в которых были созданы отделы народного образования.
«Положение о единой школе РСФСР» вместо упраздненных разнообразных ведомственных и сословных учебных заведений царской России установило единую трудовую школу с разделением на первую и вторую степень, с совместным и бесплатным обучением.
На основе указанного «Положения» в Курмыше вместо женской гимназии и высшего начального училища в 1918 году была создана школа 2-ой ступени, имевшая с 1924 года педагогический уклон и девятилетний срок обучения.
Школа девятилетка существовала до 1930 года.
В 1930 году был последний выпуск окончивших данную школу с педагогическим уклоном. В первый период своего развития средняя школа, как и все школы Российской Федерации, находилась в стадии перестройки и исканий как в области программ и планов, так и в области методов обучения.
В 1920 году опубликованы первые советские учебные планы и новые программы для школы 2-ой ступени.
В 1925 году Государственный учебный совет (ГУС) наркомпроса закончил разработку новых школьных программ ГУСа, где содержалось глубоко ошибочное положение: комплексные программы строились не по учебным предметам, а по комплексным темам, что вело к нарушению принципа систематичности и последовательности при изучении учебного материала, к снижению общеобразовательной подготовки учащихся.
Переход от старой школы к новой, единой трудовой советской школе, сопровождался не только исканием в области программ и методов преподавания, но и трудностями материального характера.
Наша Курмышская школа, как и все школы страны, испытывала недостаток в учебниках, бумаге, в учебно-наглядных пособиях вообще.
Вместо учебников некоторое время учащиеся занимались по так называемым «рабочим книгам», а недостаток обычных тетрадей приходилось компенсировать оберточной и прочей бумагой, вплоть до газетной.
Стандартные чернила заменялись разного рода заменителями домашнего производства. Несмотря на все трудности, учителя и учащиеся школы работали с большим подъемом и, можно с уверенностью сказать, добивались по тому времени неплохих результатов.
Широкое распространение в то время получили такие типы школ, как ФЗУ, ФЗС, ШКМ.
В 1930 году школа второй степени переименовывается в школу колхозной молодежи (ШКМ) и под этим названием остается до 1933-1934 учебного года включительно.
Учебным планом школы предусмотрено было некоторое число часов на преподавание таких предметов, как сельское хозяйство и столярное дело. Преподавание сельского хозяйства было очень слабо связано с практикой. Практическая работа учащихся носила форму экскурсий на колхозную ферму и на склад сельхозмашин местного колхоза «Искра». Материальная база практики была крайне недостаточна, у школы ее вовсе не было, а колхозы находились в стадии организации и становления.
Правда, в школе было подобие молочной фермы из нескольких коров, но эта ферма не носила учебный характер, а скорее служила средством улучшения материального положения учителей и находилась в ведении профсоюза. Был и еще один способ связи школы с сельскохозяйственной практикой колхоза – это ежегодное так называемое празднование «Дня первой борозды».
Весной, в первый день выезда в поле, в школе прекращались учебные занятия и все учащиеся вместе со своими учителями шли на митинг, где в присутствии колхозников, в первую очередь, пахарей с запряженными лошадьми, поизносились речи.
Социалистическое соревнование, развернувшееся в стране, было перенесено в школу. Соревновались в эти годы все: и учителя, и учащиеся. И те, и другие брали на себя в письменной форме так называемые конкретные коллективные и индивидуальные социалистические обязательства, причем, эти обязательства нередко походили друг на друга, как две капли воды, и часто не выполнялись.
Соревнованием «охватывались» не только старшеклассники, но и учащиеся начальных классов, при этом процент охвата достигал почти ста процентов, начиная с 1934-1935 учебного года. На протяжении 2-х лет средняя школа объединяла и начальные классы Тихоновской школы (школы № 2).
Школа соревновалась с другими школами. Наиболее ярким в этом отношении можно считать договор между Курмышской и Сергачской школами. Обе школы обязались довести посещаемость до 95%, снизить % второгодничества на 4,5%. Снизить неуспеваемость среди детей бедности на 5%.
Сергачская школа обязалась учебный год довести до 200 дней. Курмышская выдвинула контрпредложение – 210 дней. Но зато Сергачская взяла на себя обязательство распространить среди населения литературы на 300 рублей. Курмышская по этому вопросу внесла дополнение: ввиду бедности населения, окружающего школу – согласиться на 100 рублей.
Оценку знаний учащихся давал не учитель, а педагогический коллектив. Были нередки случаи, когда при оценке знаний принималось во внимание социальное происхождение учащихся. В решении педагогического совета обычно против фамилии учащегося записывалось – успевает. Если ученик не успевает, то указывалось: не успевает по русскому языку и прочие. В случае расхождений мнений вопрос решался большинством голосов. Были случаи, когда выпускники выпускались из школы при наличии неудовлетворительных оценок или за хорошую общественную работу, или по причине бесполезного дальнейшего оставления ученика в школе. Одна из учениц школы не успевала по 5 предметам, но, по мнению большинства членов школьного совета, эта неуспеваемость явилась следствием большой общественной работы, и на этом основании ученица была выпущена из 9-ой группы.
Наряду с педагогическими средствами воздействиями на неуспевающих учащихся, иногда педагогический коллектив становился на легкий путь, на путь прямого освобождения себя от неуспевающих учащихся.
В январе 1918 года началась ликвидация учебных округов, во главе которых стояли попечители, упразднены были должности директоров и инспекторов народных училищ.

Декретом Совета народных комиссариатов РСФСР от 26 июня 1918 года общее руководство народного образования в республике возлагалось на государственную комиссию по просвещению и наркомпрос, а на местах – на советы рабочих и крестьянских депутатов, в которых были созданы отделы народного образования.
«Положение о единой школе РСФСР» вместо упраздненных разнообразных ведомственных и сословных учебных заведений царской России установило единую трудовую школу с разделением на первую и вторую степень, с совместным и бесплатным обучением.
На основе указанного «Положения» в Курмыше вместо женской гимназии и высшего начального училища в 1918 году была создана школа 2-ой ступени, имевшая с 1924 года педагогический уклон и девятилетний срок обучения.
Школа девятилетка существовала до 1930 года.
В 1930 году был последний выпуск окончивших данную школу с педагогическим уклоном. В первый период своего развития средняя школа, как и все школы Российской Федерации, находилась в стадии перестройки и исканий как в области программ и планов, так и в области методов обучения.
В 1920 году опубликованы первые советские учебные планы и новые программы для школы 2-ой ступени.
В 1925 году Государственный учебный совет (ГУС) наркомпроса закончил разработку новых школьных программ ГУСа, где содержалось глубоко ошибочное положение: комплексные программы строились не по учебным предметам, а по комплексным темам, что вело к нарушению принципа систематичности и последовательности при изучении учебного материала, к снижению общеобразовательной подготовки учащихся.
Переход от старой школы к новой, единой трудовой советской школе, сопровождался не только исканием в области программ и методов преподавания, но и трудностями материального характера.
Наша Курмышская школа, как и все школы страны, испытывала недостаток в учебниках, бумаге, в учебно-наглядных пособиях вообще.
Вместо учебников некоторое время учащиеся занимались по так называемым «рабочим книгам», а недостаток обычных тетрадей приходилось компенсировать оберточной и прочей бумагой, вплоть до газетной.
Стандартные чернила заменялись разного рода заменителями домашнего производства. Несмотря на все трудности, учителя и учащиеся школы работали с большим подъемом и, можно с уверенностью сказать, добивались по тому времени неплохих результатов.
Широкое распространение в то время получили такие типы школ, как ФЗУ, ФЗС, ШКМ.
В 1930 году школа второй степени переименовывается в школу колхозной молодежи (ШКМ) и под этим названием остается до 1933-1934 учебного года включительно.

Учебным планом школы предусмотрено было некоторое число часов на преподавание таких предметов, как сельское хозяйство и столярное дело. Преподавание сельского хозяйства было очень слабо связано с практикой. Практическая работа учащихся носила форму экскурсий на колхозную ферму и на склад сельхозмашин местного колхоза «Искра». Материальная база практики была крайне недостаточна, у школы ее вовсе не было, а колхозы находились в стадии организации и становления.
Правда, в школе было подобие молочной фермы из нескольких коров, но эта ферма не носила учебный характер, а скорее служила средством улучшения материального положения учителей и находилась в ведении профсоюза. Был и еще один способ связи школы с сельскохозяйственной практикой колхоза – это ежегодное так называемое празднование «Дня первой борозды».

Весной, в первый день выезда в поле, в школе прекращались учебные занятия и все учащиеся вместе со своими учителями шли на митинг, где в присутствии колхозников, в первую очередь, пахарей с запряженными лошадьми, поизносились речи.
Социалистическое соревнование, развернувшееся в стране, было перенесено в школу. Соревновались в эти годы все: и учителя, и учащиеся. И те, и другие брали на себя в письменной форме так называемые конкретные коллективные и индивидуальные социалистические обязательства, причем, эти обязательства нередко походили друг на друга, как две капли воды, и часто не выполнялись.

Соревнованием «охватывались» не только старшеклассники, но и учащиеся начальных классов, при этом процент охвата достигал почти ста процентов, начиная с 1934-1935 учебного года. На протяжении 2-х лет средняя школа объединяла и начальные классы Тихоновской школы (школы № 2).
Школа соревновалась с другими школами. Наиболее ярким в этом отношении можно считать договор между Курмышской и Сергачской школами. Обе школы обязались довести посещаемость до 95%, снизить % второгодничества на 4,5%. Снизить неуспеваемость среди детей бедности на 5%.
Сергачская школа обязалась учебный год довести до 200 дней. Курмышская выдвинула контрпредложение – 210 дней. Но зато Сергачская взяла на себя обязательство распространить среди населения литературы на 300 рублей. Курмышская по этому вопросу внесла дополнение: ввиду бедности населения, окружающего школу – согласиться на 100 рублей.

Оценку знаний учащихся давал не учитель, а педагогический коллектив. Были нередки случаи, когда при оценке знаний принималось во внимание социальное происхождение учащихся. В решении педагогического совета обычно против фамилии учащегося записывалось – успевает. Если ученик не успевает, то указывалось: не успевает по русскому языку и прочие. В случае расхождений мнений вопрос решался большинством голосов. Были случаи, когда выпускники выпускались из школы при наличии неудовлетворительных оценок или за хорошую общественную работу, или по причине бесполезного дальнейшего оставления ученика в школе. Одна из учениц школы не успевала по 5 предметам, но, по мнению большинства членов школьного совета, эта неуспеваемость явилась следствием большой общественной работы, и на этом основании ученица была выпущена из 9-ой группы.
Наряду с педагогическими средствами воздействиями на неуспевающих учащихся, иногда педагогический коллектив становился на легкий путь, на путь прямого освобождения себя от неуспевающих учащихся.
Комсомольская организация.
У комсомольской организации школы большое прошлое. Дело в том, что комсомольская организация школы явилась зачинателем комсомольского движения в Курмышском уезде. В ноябре 1918 года в Курмышской школе 2-ой ступени была организована первая в уезде ячейка коммунистического союза молодежи (РКСМ) в составе Белякова Павла, Кузнецова Сергея, Воронова Виталия, Харпова Николая, Моторина Перта, Мироновой Марии, Винокуровой Валентины и Котельниковой Александры.
Наряду с практической работой внутри ячейки, члены РКСМ школы по заданию партии проводили работу по организации ячеек РКСМ в волостях уезда.
В мае 1919 года состоялся первый уездный съезд РКСМ, по решению которого от школьной ячейки уехали на фронт двое учащихся.
19 мая 1922 года в СССР создается пионерская организация, а в 1924 году ей присваивается имя В.И. Ленина.
В Курмышском уезде пионерская организация впервые создается в Курмышской школе 2-ой ступени в 1923 году. В первое время пионерская организация школы была малочисленной. В пионерскую организацию вступали немногие дети. По мере роста социалистической экономики и политической сознательности населения в стране начинается быстрый рост пионерской организации. До 1930 года школа имела 2 концентра. Первый концентр составляли 5-7 групп (так тогда назывались классы) и второй концентр 8-9 группы. Вплоть до 1934 года, когда школа стала полной средней, все учащиеся школы делились на основные и параллельные группы.
Зачисление в группы проводилось по классовому признаку: в основные группы зачислялись дети рабочих, крестьян и служащих и обучались совершенно бесплатно.
В параллельные группы принимались дети, родители которых относились к категории нетрудовых элементов (духовенства, кулаков …) и частично наиболее материально обеспеченных, хотя и трудящихся.
Учащиеся параллельных классов платили за право обучения. Плата за обучение устанавливались с участием представителя родительского комитета в зависимости от материальных возможностей родителей учащихся.
Решением школьного совета от 30 сентября 1924 года максимальная годовая плата за обучение установлена в следующем размере: дети трудящихся – 10 рублей, дети нетрудовых элементов – 20 рублей. Дети бедности вообще не обучались.
Начиная с 1931 года ЦК ВКПС и Совет Министров СССР приняли ряд ценных постановлений, касающихся школы и учителя. Эти постановления изменили организацию учебной работы и внутренний распорядок в школе, а также определили круг программных требований и тем самым положили конец разного рода колебаниям и неопределенности.
В 1934 – 1935 учебном году был первый прием в 8-й класс, сама школа начинает именоваться средней школой (полной – десятилеткой) и неполной – семилеткой.
В 1936-1937 учебном году состоялся первый выпуск окончивших среднюю школу (десятилетку), получивших аттестат об окончании средней школы, а в конце 1945 года вводится аттестат зрелости.
Таким образом, в истории школы по состоянию на 01 января 1959 года следует различать три периода:
В период 1937-1964 г.г. окончили полную среднюю школу (десятилетку) 935 человек, из которых впоследствии получили высшее образование 244 человек и 179 человек среднее специальное образование. Окончили школу с медалями 20 человек.
Среди бывших воспитанников школы имеются и научные работники: доктор ветеринарных наук – Толстова Надежда, кандидат экономических наук – Кузнецов А. (пос. Володарского), кандидат технических наук – Кузнецов А. (Б-Ртищево), кандидат исторических наук – Демидов В.
Курмышская школа в свое время имела большое значение в подготовке учительских кадров. Дело в том, что в период 1924-30 годов школа имела педагогический уклон и готовила учителей для начальных школ. За это время школа подготовила 277 учителей начальных классов. Кроме того, из выпускников 1937-1964 годов избрали учительскую профессию 169 человек.
Значение школы возрастает еще больше, если учесть, что в течение ряда лет при школе работали педагогические курсы, на которых готовились учителя для начальных школ из числа окончивших данную школу и курсы повышения квалификации работающих учителей.
Наряду с практической работой внутри ячейки, члены РКСМ школы по заданию партии проводили работу по организации ячеек РКСМ в волостях уезда.
В мае 1919 года состоялся первый уездный съезд РКСМ, по решению которого от школьной ячейки уехали на фронт двое учащихся.
19 мая 1922 года в СССР создается пионерская организация, а в 1924 году ей присваивается имя В.И. Ленина.
В Курмышском уезде пионерская организация впервые создается в Курмышской школе 2-ой ступени в 1923 году. В первое время пионерская организация школы была малочисленной. В пионерскую организацию вступали немногие дети. По мере роста социалистической экономики и политической сознательности населения в стране начинается быстрый рост пионерской организации. До 1930 года школа имела 2 концентра. Первый концентр составляли 5-7 групп (так тогда назывались классы) и второй концентр 8-9 группы. Вплоть до 1934 года, когда школа стала полной средней, все учащиеся школы делились на основные и параллельные группы.
Зачисление в группы проводилось по классовому признаку: в основные группы зачислялись дети рабочих, крестьян и служащих и обучались совершенно бесплатно.
В параллельные группы принимались дети, родители которых относились к категории нетрудовых элементов (духовенства, кулаков …) и частично наиболее материально обеспеченных, хотя и трудящихся.
Учащиеся параллельных классов платили за право обучения. Плата за обучение устанавливались с участием представителя родительского комитета в зависимости от материальных возможностей родителей учащихся.
Решением школьного совета от 30 сентября 1924 года максимальная годовая плата за обучение установлена в следующем размере: дети трудящихся – 10 рублей, дети нетрудовых элементов – 20 рублей. Дети бедности вообще не обучались.
Начиная с 1931 года ЦК ВКПС и Совет Министров СССР приняли ряд ценных постановлений, касающихся школы и учителя. Эти постановления изменили организацию учебной работы и внутренний распорядок в школе, а также определили круг программных требований и тем самым положили конец разного рода колебаниям и неопределенности.
В 1934 – 1935 учебном году был первый прием в 8-й класс, сама школа начинает именоваться средней школой (полной – десятилеткой) и неполной – семилеткой.
В 1936-1937 учебном году состоялся первый выпуск окончивших среднюю школу (десятилетку), получивших аттестат об окончании средней школы, а в конце 1945 года вводится аттестат зрелости.
Таким образом, в истории школы по состоянию на 01 января 1959 года следует различать три периода:
- школа 2-ой ступени (девятилетка) с педагогическим уклоном – 1924-1930 г.г.,
- школа колхозной молодежи – 1930-1933 г.г.,
- с 1934 года средняя школа.
В период 1937-1964 г.г. окончили полную среднюю школу (десятилетку) 935 человек, из которых впоследствии получили высшее образование 244 человек и 179 человек среднее специальное образование. Окончили школу с медалями 20 человек.
Среди бывших воспитанников школы имеются и научные работники: доктор ветеринарных наук – Толстова Надежда, кандидат экономических наук – Кузнецов А. (пос. Володарского), кандидат технических наук – Кузнецов А. (Б-Ртищево), кандидат исторических наук – Демидов В.
Курмышская школа в свое время имела большое значение в подготовке учительских кадров. Дело в том, что в период 1924-30 годов школа имела педагогический уклон и готовила учителей для начальных школ. За это время школа подготовила 277 учителей начальных классов. Кроме того, из выпускников 1937-1964 годов избрали учительскую профессию 169 человек.
Значение школы возрастает еще больше, если учесть, что в течение ряда лет при школе работали педагогические курсы, на которых готовились учителя для начальных школ из числа окончивших данную школу и курсы повышения квалификации работающих учителей.
ШКОЛА В ГОДЫ Великой Отечественной войны
В 1941 году наша страна подвергалась вероломному нападению со стороны гитлеровской Германии.
Как ни велики были трудности, вызванные войной, школа не прекращала учебных занятий ни на один день.
Слов нет, война наложила свой отпечаток на жизнь педагогического и ученического коллективов.
Если в мирное время хозяйственные вопросы школы не имели непосредственного отношения к учителям и учащимся, то в военное время они стали предметом заботы школьного коллектива.
Почти все хозяйственные нужды школы исполнялись учителями и учащимися. Только одних дров заготовляли силами школы до 500 кубов, и не было ни одного несчастного случая при заготовке дров в лесу.
Несмотря на трудности с материалами, декоративный ремонт школьного здания проводился ежегодно силами школьного коллектива.
Даже женщины – учительницы, никогда не бравшие в руки малярную кисть, красили, белили и, надо сказать, получалось неплохо.
Школьный коллектив не стоял в стороне и от общих задач, стоящих перед страной в целом.
В связи с недостатком трудоспособного населения в колхозах, коллектив школы оказывал помощь в уборке урожая, учащиеся 10-го класса (правда, с отрывом от учебных занятий) около месяца участвовали в строительстве дороги Горький – Казань.
Большая работа проводилась по сбору вещей воинам Советской Армии. Силами учащихся школы организовано несколько больших коллективных посылок с теплыми вещами, продуктами, табаком, с вложением задушевных писем бойцам.
Учащиеся вели переписку с воинами Советской Армии. Были случаи, когда переписка между бойцами и девушками переходила в дружбу, и в конечном итоге заканчивалась браком.
Нельзя не отметить, что последствия войны сказались и на школе, произошдо сокращения числа классов, следовательно, и общее количество учащихся.
Сокращение числа классов, а также другие обстоятельства военного времени вынудили произвести уплотнение и разместить классы в одном каменном здании школы, а в другом, деревянном здании, разместилась воинская саперная часть, занятая возведением военных укреплением (дотов, дзотов, противотанковых рвов, надолбов) по правому берегу реки Суры.
По окончании работы воинская часть эвакуирована в другое место, и в деревянном здании разместился детский дом школьного возраста из детей, эвакуированных из Ленинграда во время его военной блокады.
В 1958 году Курмышская школа становится одной из крупных школ Пильненского района. И в этом году Верховный Совет СССР принимает закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».
Этим законом в общеобразовательной школе устанавливается две ступени: восьмилетняя и десятилетняя.
Таким образом, в связи с указанным законом начинается новый этап ее дальнейшей перестройки.
Перед школой поставлена задача - готовить людей широко образованных и умеющих применять свои знания в труде на благо нашей Родины.
В 1959/1960 учебном году школа начинала работу как десятилетняя, по новому учебному плану и новым программам, разработанным в соответствии с указанным законом.
В 1961/1962 учебном году был последний выпуск из 10-го класса, потому что с 1960/1961 учебного года школа перешла на одиннадцатилетнюю программу обучения.
С начала 1964/1965 учебного года школа перешла снова на десятилетний срок обуч
ения.
Для политехнического обучения школа в данный момент имела пришкольный участок в размере 3-х гектаров, мастерскую по столярному и слесарному делу.
Как ни велики были трудности, вызванные войной, школа не прекращала учебных занятий ни на один день.
Слов нет, война наложила свой отпечаток на жизнь педагогического и ученического коллективов.
Если в мирное время хозяйственные вопросы школы не имели непосредственного отношения к учителям и учащимся, то в военное время они стали предметом заботы школьного коллектива.
Почти все хозяйственные нужды школы исполнялись учителями и учащимися. Только одних дров заготовляли силами школы до 500 кубов, и не было ни одного несчастного случая при заготовке дров в лесу.
Несмотря на трудности с материалами, декоративный ремонт школьного здания проводился ежегодно силами школьного коллектива.
Даже женщины – учительницы, никогда не бравшие в руки малярную кисть, красили, белили и, надо сказать, получалось неплохо.
Школьный коллектив не стоял в стороне и от общих задач, стоящих перед страной в целом.
В связи с недостатком трудоспособного населения в колхозах, коллектив школы оказывал помощь в уборке урожая, учащиеся 10-го класса (правда, с отрывом от учебных занятий) около месяца участвовали в строительстве дороги Горький – Казань.
Большая работа проводилась по сбору вещей воинам Советской Армии. Силами учащихся школы организовано несколько больших коллективных посылок с теплыми вещами, продуктами, табаком, с вложением задушевных писем бойцам.
Учащиеся вели переписку с воинами Советской Армии. Были случаи, когда переписка между бойцами и девушками переходила в дружбу, и в конечном итоге заканчивалась браком.
Нельзя не отметить, что последствия войны сказались и на школе, произошдо сокращения числа классов, следовательно, и общее количество учащихся.
Сокращение числа классов, а также другие обстоятельства военного времени вынудили произвести уплотнение и разместить классы в одном каменном здании школы, а в другом, деревянном здании, разместилась воинская саперная часть, занятая возведением военных укреплением (дотов, дзотов, противотанковых рвов, надолбов) по правому берегу реки Суры.
По окончании работы воинская часть эвакуирована в другое место, и в деревянном здании разместился детский дом школьного возраста из детей, эвакуированных из Ленинграда во время его военной блокады.
В 1958 году Курмышская школа становится одной из крупных школ Пильненского района. И в этом году Верховный Совет СССР принимает закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».
Этим законом в общеобразовательной школе устанавливается две ступени: восьмилетняя и десятилетняя.
Таким образом, в связи с указанным законом начинается новый этап ее дальнейшей перестройки.
Перед школой поставлена задача - готовить людей широко образованных и умеющих применять свои знания в труде на благо нашей Родины.
В 1959/1960 учебном году школа начинала работу как десятилетняя, по новому учебному плану и новым программам, разработанным в соответствии с указанным законом.
В 1961/1962 учебном году был последний выпуск из 10-го класса, потому что с 1960/1961 учебного года школа перешла на одиннадцатилетнюю программу обучения.
С начала 1964/1965 учебного года школа перешла снова на десятилетний срок обуч

Для политехнического обучения школа в данный момент имела пришкольный участок в размере 3-х гектаров, мастерскую по столярному и слесарному делу.
С 1962 года учебно – производственная база школы выросла. После ликвидации детского дома школе переданы все здания, сад, пасека и часть инвентаря детского дома.
В течение трех лет (1963-1966 г.г.) наряду с общеобразовательными знаниями в объеме средней школы учащимися давали профессиональные навыки: одна часть учащихся получала подготовку животновода – механизатора, вторая часть (преимущественно мужчины) готовилась в качестве слесарей по ремонту сельхозмашин.
Производственная практика учащихся по земледелию и животноводству производилась на пришкольном участке, на полях и фермах колхоза «Курмышский», а по слесарному делу в собственной мастерской и в мастерской училища механизации сельского хозяйства.
В ноябре 1956 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».
В постановлении говориться, что советская школа и впредь должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая и не должна заниматься подменой политехнизма профессионализмом.
Ее главные задачи – давать учащимся прочные знания основ наук, формировать у них высокую коммунистическую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.
Этим же постановлением установлен конкретный учебный план: 24 часа в начальных классах и 30 часов в неделю в 5 – 10 классах
В свете решений XXIII съезда КПСС перед школой поставлена задача: начать переход к всеобщему среднему образованию с тем, чтобы этот переход завершить в основном к 1970 году.
Во внеклассной работе школы заслуживает внимание учителей района опыт краеведческой работы.
Преподаватели географии Моторин А.А. и Водопьянов М.Я. собрали и обобщили большой материал по истории Курмыша, Курмышской средней школы и окрестных колхозов.
В школе систематически проводятся туристические походы. Практикуются дальние экскурсии в города Горький, Москва, Ленинград.
В течение трех лет (1963-1966 г.г.) наряду с общеобразовательными знаниями в объеме средней школы учащимися давали профессиональные навыки: одна часть учащихся получала подготовку животновода – механизатора, вторая часть (преимущественно мужчины) готовилась в качестве слесарей по ремонту сельхозмашин.
Производственная практика учащихся по земледелию и животноводству производилась на пришкольном участке, на полях и фермах колхоза «Курмышский», а по слесарному делу в собственной мастерской и в мастерской училища механизации сельского хозяйства.
В ноябре 1956 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».
В постановлении говориться, что советская школа и впредь должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая и не должна заниматься подменой политехнизма профессионализмом.
Ее главные задачи – давать учащимся прочные знания основ наук, формировать у них высокую коммунистическую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.
Этим же постановлением установлен конкретный учебный план: 24 часа в начальных классах и 30 часов в неделю в 5 – 10 классах
В свете решений XXIII съезда КПСС перед школой поставлена задача: начать переход к всеобщему среднему образованию с тем, чтобы этот переход завершить в основном к 1970 году.
Во внеклассной работе школы заслуживает внимание учителей района опыт краеведческой работы.
Преподаватели географии Моторин А.А. и Водопьянов М.Я. собрали и обобщили большой материал по истории Курмыша, Курмышской средней школы и окрестных колхозов.
В школе систематически проводятся туристические походы. Практикуются дальние экскурсии в города Горький, Москва, Ленинград.
Подобные экскурсии имеют исключительно большое познавательное и воспитатель
ное значение.
Непосредственная встреча учащихся р alt=азличных национальностей в процессе экскурсий создает благоприятные условия для интегрированного воспитания и последующий связи между учащимися различных школ.
Хотя экскурсии подобного рода связаны со средствами, опыт показывает, что при желании администрации школы, отдела районного образования, при содействии родителей и общественности средства для этой цели найти можно.

Непосредственная встреча учащихся р alt=азличных национальностей в процессе экскурсий создает благоприятные условия для интегрированного воспитания и последующий связи между учащимися различных школ.
Хотя экскурсии подобного рода связаны со средствами, опыт показывает, что при желании администрации школы, отдела районного образования, при содействии родителей и общественности средства для этой цели найти можно.
Экскурсия Курмышской средней школы и
Ненецкого национального округа в г. Ленингра
Школьные краеведы в летний период систематически обслуживали в Курмыше группы экскурсантов из других школ нашей области и соседней Чувашской республики.
Преподавательский состав.
Не представлялось возможность также проследить продолжительность и хронологическую последовательность работы преподавателей. По продолжительности непрерывного стажа работы в данной школе старейшими учителями являются: Александрова Мария Иосифовна. Начала работу в школе с момента ее организации, т.е. с 1918 года, проработав в ней 41 год.
Здание квартир учителей
В течении 40 лет непрерывно работал в школе Чемкарев Алексей Иванович; Фадеева Вера Иосифовна проработала в школе 34 года и Водопьянов Михаил Яковлевич – 30 лет.
Не одно поколение людей обучалось у этих учителей. Перечисленные учителя оставили работу в школе в 1959 году в связи с переходом на пенсию.
Из числа учителей школы есть награжденные орденами и медалями. За долголетнюю и безупречную работу награждены орденом Ленина - Александрова Мария Иосифовна, Фадеева Вера Иосифовна, Степанова Е.А. и орденом Трудового Красного Знамени – Молькова Т.И.
В 1961 году присвоена звание заслуженного учителя школы РСФСР Покровскому В.М.. Заслуженная учительница школ РСФСР Денисова Александра Петровна награждена двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
В данный момент подавляющее большинство преподавателей состоит из числа бывших воспитанников данной школы.
Не одно поколение людей обучалось у этих учителей. Перечисленные учителя оставили работу в школе в 1959 году в связи с переходом на пенсию.
Из числа учителей школы есть награжденные орденами и медалями. За долголетнюю и безупречную работу награждены орденом Ленина - Александрова Мария Иосифовна, Фадеева Вера Иосифовна, Степанова Е.А. и орденом Трудового Красного Знамени – Молькова Т.И.
В 1961 году присвоена звание заслуженного учителя школы РСФСР Покровскому В.М.. Заслуженная учительница школ РСФСР Денисова Александра Петровна награждена двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
В данный момент подавляющее большинство преподавателей состоит из числа бывших воспитанников данной школы.
Руководство школы.
На протяжение всей истории школы высшим органом в школе является школьный педагогический совет во главе с заведующим (директором), а совещательным органом до 1930 года – педагогическая коллегия, после 1930 года производственное совещание.
На совещаниях педагогической коллегии обычно присутствовали только педагоги, и решения ее утверждались школьным советом.
Заседания школьного совета, особенно в бытность школы 2-ой ступени, как правило, проходили в присутствии широкого представительства общественности.
Любопытен состав представителей от общественных организаций: от волостной ячейки, Волисполкома, комиссии профсоюза учителей, от детских домов, от исполкома учеников, представители групп учащихся, от школьного клуба, председатель школьного суда.
На совещаниях педагогической коллегии обычно присутствовали только педагоги, и решения ее утверждались школьным советом.
Заседания школьного совета, особенно в бытность школы 2-ой ступени, как правило, проходили в присутствии широкого представительства общественности.
Любопытен состав представителей от общественных организаций: от волостной ячейки, Волисполкома, комиссии профсоюза учителей, от детских домов, от исполкома учеников, представители групп учащихся, от школьного клуба, председатель школьного суда.
Характер обсуждаемых вопросов на педагогическом совете в первые периоды истории школы:
1. Прием учащихся в школу, перевод из группы в группу и выпуск из школы.
2. Состояние преподавания отдельных дисциплин.
3. Искания в области методов преподавания: Дальтон – план, метод проектов, кабинетно – звеньевая система и т.д.
4. Поведение учащихся.
2. Состояние преподавания отдельных дисциплин.
3. Искания в области методов преподавания: Дальтон – план, метод проектов, кабинетно – звеньевая система и т.д.
4. Поведение учащихся.
Меры воздействия к нарушениям дисциплины. Чаще всего практиковались предупреждения, выговоры, выговоры с предупреждением. Практиковались исключения из школы на срок от 3 до 14 дней. Правда на две недели исключалась всего лишь одна ученица – за ее вмешательство в личную жизнь преподавателя. Случаи безусловного исключения учащихся из школы были редки.
Наряду с вопросами учебно-воспитательного характера на заседаниях школьного совета обсуждались вопросы общественно-политической жизни села (о ходе весенней посевной компании, о срыве выполнения финансового плана и т.п.). Необходимо отметить, что преподавательский коллектив не ограничивался только одним обсуждением вопросов. Решения по обсуждаемым вопросам подкреплялись конкретными делами. Были случаи, когда в школе прекращались учебные занятия и учителя вместе с учащимися старших классов, распределившись на бригады, разъезжались по району для решения таких вопросов, как организация колхозов, ссыпка и сортировка семян, составление производственных планов в колхозах, мобилизация финансовых средств.
В 70х и последующих годах школа с ее программами, методами, формами и средствами обучения никогда не отставала от времени. Педагогический коллектив выполнял часто и добросовестно поставленные задачи правительством в области образования. В школу прибывали молодые специалисты с высшим образованием по комсомольским путевкам для поднятия культуры, образования и вообще оживления жизни села. Некоторые из таких навсегда связали свою жизнь с Курмышом, со школой: Васильева Нина Александровна, Игнатьева Татьяна Павловна. У них в трудовых книжках только 2 записи: о приеме на работу после окончания института и о выходе на пенсию. И еще очень много наград, благодарностей за профессиональные успехи.
В эти годы в школе был создан очень творческий высокий профессиональны
й коллектив единомышленников. Поэтому в Пильнинском районе школа пользовалась большим авторитетом.
Было построено новое здание школы в 1989 году, наполняемостью 180 учащихся.
Наряду с вопросами учебно-воспитательного характера на заседаниях школьного совета обсуждались вопросы общественно-политической жизни села (о ходе весенней посевной компании, о срыве выполнения финансового плана и т.п.). Необходимо отметить, что преподавательский коллектив не ограничивался только одним обсуждением вопросов. Решения по обсуждаемым вопросам подкреплялись конкретными делами. Были случаи, когда в школе прекращались учебные занятия и учителя вместе с учащимися старших классов, распределившись на бригады, разъезжались по району для решения таких вопросов, как организация колхозов, ссыпка и сортировка семян, составление производственных планов в колхозах, мобилизация финансовых средств.
В 70х и последующих годах школа с ее программами, методами, формами и средствами обучения никогда не отставала от времени. Педагогический коллектив выполнял часто и добросовестно поставленные задачи правительством в области образования. В школу прибывали молодые специалисты с высшим образованием по комсомольским путевкам для поднятия культуры, образования и вообще оживления жизни села. Некоторые из таких навсегда связали свою жизнь с Курмышом, со школой: Васильева Нина Александровна, Игнатьева Татьяна Павловна. У них в трудовых книжках только 2 записи: о приеме на работу после окончания института и о выходе на пенсию. И еще очень много наград, благодарностей за профессиональные успехи.
В эти годы в школе был создан очень творческий высокий профессиональны

Было построено новое здание школы в 1989 году, наполняемостью 180 учащихся.
Школа одна из первых (1987 год) начала обучение детей с 6 лет, для чего были своевременно подготовлены педагогические кадры и материальное обеспечение учебного процесса.
Педагогический коллектив активно перестраивался в методах и формах обучения и воспитания. Особое внимание уделял воспитанию личности, будущего гражданина с активной жизненной позицией. Уроки – лекции, диспуты, деловые игры, путешествия, зачеты, уроки – концерты, уроки – диалоги, общественные смотры знаний с участием родителей, ученической общественности – все это делало учебный процесс открытым для родителей. Больше того, родители стали активными помощниками, союзниками и даже участниками всего учебно-воспитательного процесса школы. Это делало школу сильной.
Коренным образом изменились темы педагогических советов, методических советов, родительских собраний. На них обсуждался опыт работы лучших учителей страны. Велись диалоги, дискуссии. Это делало атмосферу в школе очень демократичной. Ученики становились не просто объектом воспитания и обучения, но и участниками его.
Впервые в районе в нашей школе стали проводится (и до настоящего времени проводятся) дни самоуправления, где на один полный рабочий день ученики – старшеклассники заменяли учителей. В результате очень многие выбрали профессию учителя по окончании школы.
В Курмышской школе впервые стали проводиться зачеты, как одна из форм контроля ЗУН учащихся, а затем для старшеклассников (9-11 классов) стали проводиться недели зачетов по итогам I полугодия. Это очень важно для детей: уметь держать себя перед комиссией, не теряться в нестандартной ситуации. Значительно увеличилось количество поступающих в вузы – это результат коренной перестройки работы всего педагогического коллектива.
Нельзя не отметить и тот факт, что педагогический коллектив уделял много внимания и воспитанию любви к труду, значительно увеличилось время занятий трудом за счет ведения общественного полезного труда для детей, а потом при школе была построена мини-ферма (1989 год).
Велись с 1984 года по 1993 год программы дополнительного образования: животноводческого направления (дойные коровы) для девочек и изучение тракторного дела для мальчиков. Дети выходили из школы, получая сельскохозяйственную специальность: оператор машинного доения (девочки) и тракторист – машинист широкого профиля (мальчики). Этого требовало время, т.к. в сельском хозяйстве не хватало специалистов и молодых рук.
Школа и колхоз «Курмышский» работали очень тесно, особенно в области организации трудового обучения детей. Ежегодно вместо занятий (конец сентября – начало октября) учащиеся среднего и старшего звена вместе с учителями помогали колхозу в уборке картофеля и сахарной свеклы. Совместно был заложен большой фруктовый сад, огород, заведена пасека, приобретен трактор Т – 40 ( в 1985 году), для получения навыков вождения и обработки приусадебного участка.
Продуктов выращивалось достаточно, чтобы удешевить питание детей в столовой и часть продать населению. Школа одна из первых в районе стала участником областных школьных ярмарок, откуда всегда дети приезжали с подарками и призами.

Педагогическим коллективом разработана программа трудового обучения (практики) в летний период. Все это способствует развитию интереса детей к труду, к родному краю.
Для укрепления материально - технической базы трудового обучения при

Надо отметить, что педагогический коллектив очень бережно хранит традиции Курмышской школы.
В разное время в школе работали целые педагогические династии, супружеские пары, которые отстаивали неизгладимый след в сердцах детей. Это супруги Батаевы Вера Александровна и Алексей Александрович, Бородавины Александр Федорович и Лидия Ивановна, Татановы Станислав Михайлович и Мария Васильевна, Матвеевы Юрий Петрович и Анна Дмитриева, Формозовы Константин Викторович и Маргарита Васильевна, Моторины Александр Иванович и Лидия Александровна, Назаровы Николай Владимирович и Антонина Игнатьевна, Анасовы Юрий Васильевич и Зоя Федоровна, Костюнины Людмила Николаевна и Сергей Дмитриевич.
Всю жизнь проработала в школе Голова Клавдия Ивановна, учитель физкультуры. Под ее руководством учащиеся школы долгое время держали в районе первенство по всем видам спорта. Много сделали для воспитания детей Хромина Зоя Александровна, учитель начальных классов, стаж работы ее боле 40 лет; Крылова Зинаида Алексеевна, учитель немецкого языка, стаж работы более 40 лет; Солдатенкова Нина Ивановна, учитель химии и биологии; Лебедев Николай Павлович, учитель физкультуры; Елесина Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы, стаж работы почти 40 лет.